Контактную сварку следует осуществлять с соблюдением следующей последовательности операций:
- Перед началом работ следует провести визуальный осмотр труб и фитингов на наличие каких-либо дефектов, возникших в результате транспортировки.- Отмерить и отрезать под прямым углом к оси кусок трубы необходимой длины с помощью ножниц (рис.1, 2).
- Для труб FD армированных алюминием перед проведением контактной сварки необходимо произвести зачистку (удаление) алюминия на свариваемых участках трубы. При внутреннем армировании – зачищается торец свариваемого участка, при внешнем армировании - зачищается внешняя поверхность свариваемого участка. Зачистка (удаление) алюминия производится специальными зачистными устройствами, которые представлены ассортименте Московского завода FDplast для труб различных диаметров. Не допускается наличие остатков алюминия на свариваемом участке трубы после проведения зачистки. Если на свариваемом участке трубы после проведения зачистки алюминий удален не полностью, то необходимо произвести настройку инструмента и сделать зачистку свариваемого участка трубы повторно (рис.3).
- Ножом или специальным приспособлением снять фаску под углом 30-45 градусов с наружного конца трубы, предназначенного для нагревания (для труб диаметром ≥40).
- Конец трубы и фитинг при необходимости перед сваркой очистить от пыли и грязи, после чего обезжирить спиртом или тангитом.
- При помощи маркера нанести на трубу метку на расстоянии, равном глубине фитинга минус 1-3 мм.- Поместить трубу и фитинг на соответствующие насадки (трубу вставить в насадку до отметки, обозначающей глубину сварки). Не вращать и не поворачивать трубу и фитинг; для лучшей ориентации можно использовать вспомогательные маркировки на фитингах (рис. 4, 5).
Выдержать необходимое время нагрева, которое указано в таблице 1.
- По окончании нагревания снять трубу и фитинг с насадок и соединить их равномерным движением без осевого поворота на всю глубину до отметки (рис. 6).
- Выдержать время охлаждения.Таблица 1. Технологическое время сварки (при температуре наружного воздуха +20 °С).
Диаметр трубы, мм. | Время нагрева, сек. | Сопряжение деталей, не более, сек. | Время охлаждения, мин. |
16 | 5 | 4 | 2 |
20 | 6 | 4 | 2 |
25 | 7 | 4 | 2 |
32 | 8 | 6 | 4 |
40 | 12 | 6 | 4 |
50 | 18 | 6 | 4 |
63 | 24 | 8 | 6 |
75 | 30 | 8 | 6 |
90 | 40 | 8 | 8 |
110 | 50 | 10 | 8 |
125 | 55 | 12 | 8 |
140 | 60 | 15 | 10 |
160 | 70 | 18 | 12 |
Необходимо помнить:
- При выполнении технологической операции «нагрев» не допускается отклонение осевой линии трубы от осевой линии нагревательного устройства более чем на 5 градусов. Для диаметров труб более 32 мм, в случае если длина участка трубы более 2 м, необходимо использовать дополнительные подставки, обеспечивающие соосность трубы и нагревательного устройства.- По истечении времени прогрева трубы и фитинга необходимо снять их с нагревательных насадок без кручения и покачиваний из стороны в сторону.- При пайке труб FD Premium до сопряжения деталей необходим визуальный контроль заплавления ранее «зачищенного» торца.- Сразу после съема деталей с насадок паяльника их следует соединить равномерным движением строго соосно на всю глубину до отметки, исключая осевое кручение.- Во время охлаждения запрещается производить любые механические воздействия на трубу или соединительную деталь после сопряжения их оплавленных поверхностей с целью более точной установки.- Выдержать время охлаждения согласно таблице, при этом запрещается использовать какие-либо средства для ускорения охлаждения сварного соединения.- Трубы диаметром 50 мм рекомендуется сваривать при помощи специального монтажного приспособления, в целях обеспечения необходимого давления и во избежание осевых поворотов.
Внешний вид сварных соединений должен удовлетворять следующим требованиям:- отклонение между осевыми линиями трубы и соединительной детали в месте стыка не должно превышать 5°;- наружная поверхность соединительной детали, сваренной с трубой, не должна иметь трещин, складок или других дефектов, вызванных перегревом деталей, таких как изменение цвета материала;- у кромки раструба соединительной детали, сваренной с трубой, должен быть виден сплошной (по всей окружности) валик оплавленного материала, слегка выступающий за торцевую поверхность соединительной детали.